|
Мотивы русской
классической поэзии в творчестве
березниковского поэта и барда
Олега Геннадьевича Плотникова.
Выполнила:
Гурьева Вера, ученица 10 класса школы № 28
Руководитель: Сырохватова Ф.Н.,
учитель русского языка и литературы школы № 28
БЕРЕЗНИКИ
2005
Содержание.
1. Цели и задачи исследования - сопоставление стихов
О.Г.Плотникова с произведениями классиков и выявление традиционных средств
художественной выразительности языка, образов и мотивов.
Краткая биография
поэта.
Березниковская пресса о поэте и барде.
II. Традиции поэтического наследия в творчестве
классиков березниковского поэта.
1. Синтез эпох в
романсе "Шатенка Тициана".
2. История создания романса и клипа.
З. Кольцевая композиция - характерная черта поэзии серебряного века.
4. Мифологема, хронотоп и гегелевская триада в лирике О.Г.Плотникова.
5. Своеобразие "Есенинского цикла" Олега Плотникова:
а) предыстория двух
стихотворении;
б) реминисценции
и аллюзии;
в) небанальные образы
из банальных слов;
г) есенинский мотив
деревни и его оптимизм;
д) средства выразительности
языка.
Глубокий смысл и высокая духовность произведений - отличительные черты
творчества О.Г.Плотникова от шоу - бизнеса.
Список использованной
литературы.
Поэты "Серебряного века" в своём творчестве использовали опыт
всех предшествовавших эпох и цивилизаций. В их творчестве происходит синтез
древности, средневековья, Возрождения, классицизма, Просвещения и ХIХ
"золотого века" с современностью. Причем поэтические образы
оживляют не только реально существовавших людей, но рядом с ними и литературных
героев. Например, одно из стихотворений О.Э.Мандельштама посвящено роману
Чарлза Диккенса "Домби и сын" и даже передаёт на русском языке
особенности английской речи. (18, 44) В стихотворении "Леди Годива"
поэт у женщины ХI века, проехавшей на лошади по торговой площади города
Ковеитри обнажённой ради снижения налогов для простого народа правителем
города Леофриком, просит прощения за художника ХIХ века, не спрятавшегося
в тот день и подсмотревшего, а затем написавшего леди обнажённой. Он убеждает
леди, что видел это лишь на картинке в детстве и не помнит её наготы.(18,
151)
Николай Гумилёв в стихотворении "Заблудившийся трамвай" в своих
грёзах оживляет Машу, героиню пушкинской "Капитанской дочки"
В лирике О.Г.Плотникова
мы неоднократно сталкиваемся с подобными приёмами поэтов "серебряного
века". Одним из самых популярных произведений березниковского барда
является "Шатенка Тициана". Это стихотворение начинается оригинальной
метафорой олицетворением героини выдающегося художника Высокого и Позднего
итальянского Возрождения Тициана Вечеллио, создавшего прекрасные женские
образы на полотнах "Любовь земная и небесная", "Ассунта",
"Венера и Адонис", "Кающаяся Магдалина" (8, 20; 27.
56 - 57)
По нитям пелерины Прикамского тумана
Сошла ко мне с картины шатенка Тициана.
Она была прекрасна, волнительна, желанна.
Разгадка или тайна - Богиня Ариадна}22,111)
С поэзией "серебряного века" этот романс роднит то, что в нем
соединяются три эпохи и три разных пространства: Италия ХVI века, Древняя
Греция и сознание лирического героя, нашего современника, к которому в
грёзах сошёл образ неземной красоты на берегу Камы, вблизи Владимирской
(Рубежской) церкви. Причём шатенка с полотна Тициана предстает перед лирическим
героем как дочь критского царя Миноса Ариадна, которая помогла Тесею выйти
из гибельного лабиринта благодаря клубку ниток.(19,291 - 297)
Лирический герой О.Плотникова, по-видимому, ассоциирует себя с Тесеем.
Только выйти ему при помощи нити Ариадны нужно не из мифического лабиринта,
а из проблем нашего времени. В этом, по нашему мнению, выражается своеобразие
хронотопа О. Плотникова, который сближает его стихотворение с поэзией
"серебряного века".
4
Стихотворения О.Г.Плотникова,
как правило, написаны тоническим стихом, разработанным ещё В.Маяковским.
"Шатенка Тициана" является исключением и написана шестистопным
ямбом с пиррихием в пятой стопе. Рифма смежная, клаузула женская.
И необычный ритм стихотворения, и ассонансы женской рифмы - все это помогает
созданию загадочного образа, воплощённого в сознании лирического героя
соединением героини искусства Возрождения и античного мифа.
Рассматривая репродукции с картин Тициана, мы увидели, что небо у Тициана
действительно похоже на летние закаты над нашей Камой. Только понадобился
взгляд поэта, чтобы и мы увидели эту ассоциацию.
Эпитеты "чудный вечер", "волшебный вечер", развёрнутая
метафора "играл на струнах ветер и обнимал за плечи" создают
образ любви космического масштаба, развивающейся по неземным правилам,
когда звезды - это "божественная корона" возлюбленной. Вселенский
масштаб накала чувств пер сдаётся и через гиперболизацию образов.
С поэзией "серебряного века" романс О.Плотникова роднит не только
романтическое восприятие мира и контаминация эпох и образов, но и кольцевая
композиция стихотворения. Особенно часто кольцевой композицией пользовались
и довели её до совершенства поэты символисты, потому что она придаёт произведению
особую гармоничность. В стихотворении О.Плотникова кольцо замыкается стихом
"Сошла ко мне с картины шатенка Тициана", который и создает
ключевой образ стихотворения:
Я в локонах купался и утопал в пучине.
Той бездной восхищался, невиданной доныне,
Когда у старой церкви Прикамского тумана
Сошла ко мне с картины шатенка Тициана.(22, 111)
Из личной беседы с автором мы узнали, что его романс "Шатенка Тициана"
в какой-то степени автобиографичен. В юности, ещё во время учебы в Пермском
авиационном техникуме, будущему поэту нравилась девушка. Но за нею ухаживал
его друг.
Однажды в праздничный вечер Олег Плотников случайно оказался один в компании
девушек и произнёс тост в честь шатенки Тициана и ее локонов.
После окончания техникума Алла вышла замуж и уехала с мужем в Прибалтику.
Прошло много лет... Алла приехала в гости в родной город, и компания друзей
вновь встретилась. На берегу Камы, недалеко от Рубежской церкви, Алла
напомнила Олегу Геннадьевичу о шатенке Тициана и призналась, что в том
далёком прошлом была влюблена в него, как она думала, безответно.
Сюжет этот известен и в жизни, и в литературе. Он описан в поэме Сергея
Есенина "Анна Снегина". Вспоминая ласковое "нет" девушки
в белой накидке, его лирический герой грустит:
Далёкие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Но мало любили нас. ( т.2,193)
Однако получив много лет спустя ностальгическое письмо-признание из-за
границы, он оптимистично оценивает своё прошлое:
Далёкие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, Любили и нас. (14, т.2, 210)
После признания Аллы на Олега Геннадьевича Плотникова нахлынули воспоминания.
Он уединился от компании, а через некоторое время исполнил перед друзьями
и Аллой новое произведение. Причём при обработке его дома набело стихотворение
осталось практически без изменений.
Алла должна была уезжать домой в Прибалтику, и друзья решили снять для
неё клип "Шатенка Тициана". Стали искать девушку для исполнения
образа лирической героини. Ею оказалась племянница Аллы. Скромная, застенчивая,
она напоминает Аллу и юность поэта.
Клип снять успели. Кассету принесли на перрон вокзала к самому отходу
поезда. И теперь Алла смотрит этот замечательный клип в Прибалтике, а
мы восхищаемся им в Березниках.
Оригинальна кольцевая композиция стихотворения "Зарисовка",
созданного в ноябре 2002 года. Начинается это стихотворение,
вмещающее в себя целую жизнь лирического героя, словами:
Я раскрою альбом
Нарисую себя...
А завершается стихом:
И закрою альбом.
В его основе лежит мифологема о бессмертии и возрождении души, что также
является характерной чертой лирики поэтов "серебряного века",
а также поговорка "Что нам стоит дом построить? Нарисуем - будем
жить". Однако за кажущейся внешней простотой текста скрывается глубокий
символический смысл. Лирический герой жаждет покоя, как уставший от жизни
булгаковский мастер. Сон у камина под звуки свирели - вот его мечта об
итоге земного существования:
Разомну пластилин
И построю свой дом,
Разожгу в нём камин
И усну крепким сном. (22, 11)
Вся жизнь, которую
лепит сам человек, пролетает, как сон. Но как Феникс из пепла, Лирический
герой возрождается для новой жизни и вновь тянется к цветку - символу
вечной природы. Символично и слово "раб". Раб - это не покорный
обстоятельствам, а раб Божий, находящийся под покровительством Спасителя:
А проснусь наяву
Вновь рождённым рабом.
Цвет ромашки сорву
И закрою альбом. (2, 11)
"3арисовка" - это и эскизный набросок, и проекция жизни, и выражение
мечты, и попытка охватить одним взглядом жизнь от начала до конца и до
нового начала.
Стихотворение "Гипнотическая блондинка" также замкнуто в кольцо:
Вы сменили причёску, цвет глаз,
Только прежней осталась улыбка.
Эти плечи слегка напоказ, -
Гипнотическая блондинка.(22.31)
По своему основному мотиву сопоставления обыденной жизни и возвышенной
мечты оно ассоциируется с блоковской "Незнакомкой"(6,48), но
у Олега Плотникова совершенно иная, своя образность. Общее - грусть, ожидание,
надежда лирического героя. Герой Блока грезит мечтой в пьяном угаре ресторана,
а герои Плотникова мечтает о гипнотнческой блондинке, ожидая весну
Снова снег заметает следы,
Стёрлась осень зиме на милость.
Эх, дожить бы до ранней весны,
Чтобы ты наяву мне приснилась!(22.31)
Клип "Гипнотическая
блондинка" также трактует лирическую
героиню как современную девушку в бизнесе. Так романтическая традиция
"серебряного века" получила развитие в современном искусстве.
Стихотворение "Во сне или наяву", написанное 3 марта 2002 года,
как мы узнали из беседы с автором, связано с мистическим событием. Видение
действительно было:
То ли ночь не спал,
То ль летал во сне...
Выше снежных скал в звёздной тишине.
По своему ритму оно очень близко к произведениям русского фольклора, стихам
Ивана Саввича Никитина, к лермонтовской "Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова" так как в его основе
лежит мифологема.
В этом лирическом стихотворении герой, сам автор, восходит к вершинам
мироздания. А гипербола, усиленная метафорой, повторяется
в первой и в последней строфе, композиционно замыкая мятущееся
сознание лирического героя в кольцо. Стихотворение насыщено
выразительными средствами. Это и сравнения:
Огонёк мерцал в глубине ночи,
Как крупица мал, уголёк в печи, -
и сказочные элементы, которые создают мифологему:
Зазывал к огню, обещан
костёр.
Приглашал к столу под большой шатёр.
И клубился дым, по траве стелясь.
Гостем луговым с тайной обвенчась.(22, 15)
Риторические вопросы
этого стихотворения тоже характерны для фольклорной традиции и передают
смятение и страдание героя от невозможности достичь недосягаемое. Вопрос
почти дословно повторяется и создаёт внутри стихотворения ещё одно композиционное
кольцо:
Где мне крылья взять, чтобы в даль лететь,
Чтоб огонь раздуть и костёр разжечь?!
Однако это второе кольцо разомкнуто. Тема полёта в пространстве и во времени
усиливается плеоназмом и оксюмороном:
Только как же мне долететь к огню?
Не уснув, во сне всё лечу, лечу.
В самом конце гармония нарушена, стихотворение завершается не синтезом,
а антитезой. Полёт лирического героя продолжается. И продолжается творчество
Олега Геннадьевича Плотникова.
И использованием мифологемы и хронотопа и кольцевой композиции, и гегелевской
триады (теза, антитеза и синтез), которую разрабатывали символисты, -
всеми этими средствами выразительности поэтического языка Олег Плотников
по своему творческому методу близок к поэтам "серебряного века".
Рассматривая вопрос о близости О.Г.Плотникова к Сергею Есенину, мы выделили
целый ряд стихотворении, которые соотносятся с творчеством Есенина по
своим мотивам и продолжают его традиции. Но из осколков и отзвуков известного
березниковский поэт создает новое.
Лирическое стихотворение "Сумбурные мысли" начинается почти
по-есенински, но выражает творческий порыв лирического героя - нашего
современника:
Не умею, не могу молчать.
Мысли вырываются наружу.
Вторая строфа тоже созвучна с есенинским прощанием с прошлым:
"Прошлого не жаль, ... отгорело".
Гроздья рябины встречаем и у Есенина, и у многих его эпигонов. Но Олег
Плотников из этих банальных слов создаёт совершенно новый, небанальный
образ при помощи яркой метафоры, в которой "жизнь гроздьями рябины
дозревает". Олег Плотников использует есенинские слова "не отругает",
"синь", "себя… не жаль", "пожары", но говорит
о проблемах нашего современника и о такой стихии в душе человека, которая
своими масштабами близка к Космосу:
Пусть на костровище озорной
Ветер искрами неистово играет.
И закат на небе неземной
Красками Вселенной догорает. (22, 12)
Этим хронотопом Олег Плотников близок уже не столько к Есенину, сколько
к Ф.И.Тютчеву.
Из личной беседы с заведующей библиотекой-филиалом № 10 Ольгой Юрьевной
Емельяненко, которая любезно предоставила нам собранные ею публикации
о поэте и благодаря которой стало возможным выполнение данной работы,
мы узнали историю создания стихотворений "Мысли к Есенину" и
"С. Есенину".
В марте 2003 года О.Ю.Емельяненко, находясь в читальном зале областной
библиотеки им. М.Горького, почувствовала на себе пристальный взгляд, хотя
вокруг никого не было. В дальнейшем оказалось, что её беспокойство было
вызвано взглядом С.А.Есенина, с его портрета, висящего на стене. Эта впечатлительная,
знающая и любящая поэзию высокообразованная женщина увидела во взгляде
портрета Сергея Есенина сходство со взглядом О.Г.Плотникова. Возвратившись
из командировки, она рассказала эту полумистическую историю. О.Г.Плотников
съездил "на экскурсию", а через некоторое время появились строки
с реминисценцией из стихотворения великого поэта:
Не жалею, не зову, не плачу, -
Говорили мне глаза с портрета.
Ты писал и не ловил удачу,
Не найдя Великого Завета.
Из дали времён, но мне ты близок.
И близки твои стихи-напевы.
Для меня милее нет берёзок
И луны в наряде жёлтой девы.(22, 121)
Такие отголоски, наводящие на воспоминания о других произведениях, обычно
бывают результатом невольного заимствования образов, мотивов, стилистических
приемов, интонаций, ритмики. Поэты "серебряного века" использовали
реминисценции и аллюзии сознательно.
О.Г.Плотников так же, как и классики, явно рассчитывает на память
и ассоциативное, восприятие читателей, которые по одной строке в своём
сознании восстановят образы одного из самых задушевных и грустных
произведений Сергея Есеннна, которое в форме романса часто звучит и
в наши дни.
Но стихотворение Олега Плотникова связано с есенинским только строкой,
общим мотивом и ритмом, который ассоциируется с "Персидскими мотивами".
Эта ассоциативность создаётся оригинальным образом, рисующимся при помощи
инверсии и характерного для "Персидских мотивов" слова "дева".
У Сергея Есенина образ луны, месяца представлен множеством прозвищ и эпитетов:
"колокол", "сырный кусок", "жеребенок",
"щенок", "теленок", "ягнёнок", "ягненочек".
"кудрявый" , "рыжий гусь" , "ладья", "коромысло",
"рыжая шапка деда", "жёлтый ворон".( 24, 273)
У Олега Плотникова луна предстаёт в образе таинственной восточной красавицы
для меня милее нет берёзок
И луны в наряде жёлтом девы.
Образ девы-луны противопоставляется "золотому солнцу" которое,
как в древнерусском фольклоре, отражается "красной девицей на водной
глади". Это противопоставление вызывает ассоциации с стихами М.Ю.Лермонтова,
который является "ночным светилом" русской литературы в отличие
от А.С.Пушкина - "дневного светила".
Образ луны как "желтоокой ночной птицы" и образ пространства
На меня из синевы смотрела
Ночкой темной.., -
а также инверсия создают такой экзотический образ, который напоминает
стихи Николая Гумилёва о таинственных фантастических лесах и ночных девах.
Многие стихотворения О.Г.Плотникова заканчиваются неожиданно. Лирический
герой свои ночные переживания и грёзы представляет как игру воображения
Только где девица,
Та, что красным солнцем обогрела?!
Если у Николая Гумилёва в стихах потусторонние трагические миры, а у Сергея
Есенина - грусть и предчувствие приближающегося ухода, то стихи Олега
Плотникова оптимистичны, жизнерадостны.
Дотошные читатели могут упрекнуть О.Г.Плотникова за неточности и даже
ошибки. Но и у Сергея Есенина "на бору со звонами плачут ГЛУХАРИ"
во время сенокоса, то есть в разгар лета, а также "плачет где-то
иволга, схоронясь в дупло". Хотя все знают, что глухари не токуют
летом, а иволга не прячется в дупле, да и голос её похож не на плач, а
на звуки флейты (1, lт., 474), все восхищаются неповторимыми есенинскими
образами, грустят и плачут вместе с его иволгами и глухарями.
Поэтам прощаются неточности и ошибки за красоту и музыкальность произведений,
которыми они умеют передать наши мысли и чувства, только в тысячи раз
ярче.
С Есениным у О.Г.Плотникова связь особенная. В стихотворении "Мысли
к Есенину" он высказал совершенно удивительную мысль:
Да, конечно, в жизни всякое бывает.
Ну, а если он вблизи людей
Тайным гостем неприметным пребывает.
Иль в цветах пестреющих полей... (22, 120)
Олег Плотников своеобразно продолжает есенинские традиции и воплощает
его мотивы разоряющейся и погибающей русской деревни. Его"есенинские"
стихи неизменно заканчиваются оптимистической нотой, верой в возрождение.
Поэт говорит об этом от имени своего великого
собрата побудительными предложениями с восклицательной интонацией, усиливая
призывный смысл плеоназмом:
И воспрянет просветлённый дух деревни.
Просыпайтесь! Всё - пришла, пришла пора!
Лирический герой Олега Плотникова обращается к неизменным персонажам есененской
лирики, одушевляет, очеловечивает их и в финале стихотворения в роли побудительного
наклонения использует форму будущего времени. Это звучит особенно жизнеутверждающе
и оптимистично:
На Рязанской стосковавшейся сторонке
Будем мы Есенина встречать(22, 120)
Цель данной работы - разбор стихов с точки зрения развития в творчестве
современного поэта и барда традиций русской классической литературы. Мы
предприняли анализ только литературного материала без соотнесения его
с музыкой, так как за кажущейся внешней простотой поэтических произведений
О.Г.Плотникова скрывается глубокий СМЫСЛ и высокая духовность, что отличает
его от представителей шоу-бизнеса.
Концерты и выступления О.Г.Плотникова пользуются большой популярностью
в нашем городе и далеко за его пределами. Он встречается с молодёжью,
выступает в школах - несёт людям добро и духовность.
В дальнейшем мы намерены провести исследование знаменитого духовного цикла,
а также стихотворений и песен, ассоциирующихся с произведениями живописи,
так как творчество Олега Геннадьевича Плотникова вдохновляют и формируют
оптимистическое отношение к жизни.
|